Конструкции фронтальных свесов
Давайте начнем с понятия фронтальный свес – это продолжение элементов ската крыши, обрамляющий торцевой фронтон по бокам и в заключительной стадии переходящий в карниз.
Строительные нормы не регламентируют ширину свеса, обычно она составляет от 40 см. до 70 см.
Как правило, чем шире карнизный свес, тем лучше защита стены от внешних воздействий.
Конструктивные решения можно выполнить следующим образом:
Свес формируется за счет обрешетки кровли. Это самый экономичный способ. Просто при монтаже обрешетки, стропила удлиняют на 30-50 см над торцевой стеной.
Такой конструктивный способ применяют для легких кровельных покрытий (мягкая кровля, европейский шифер, металлическая черепица). Так же есть ограничения по ширине свеса, не больше 50 см. Если сделать ширину больше, то кровлю покоробит и изогнет из-за большой нагрузки на стропила.
Способ, при котором фронтонный свес отсутствует. Это когда фронтон расположен на одной высоте с крышей. Присуще постройкам в стиле минимализма.
Свес выполняют параллельно стропильной конструкции. Стропила устанавливают как внутри крыши, так и снаружи фронтона кровли. Стропильная нога играет роль фундамента для обрешетки, кровли.
Для усиления свеса, выносят промежуточные брусья, и опорные коньки которые относят к несущим элементам крыши. Такая схема позволяет делать большой вынос свеса.
Применяют на крышах с тяжелым кровельным покрытием (бетонная черепица, шифер, керамическая черепица).
Устройство вентиляционной системы
Пример обшивки карнизного свеса сайдингом является одним из самых популярных материалов, наряду с деревом.
Каждый узел карнизов необходимо обеспечить качественной вентиляцией. Ее устраивают независимо от того, какие конструктивные особенности имеет определенный узел карниза. Выпускные отверстия должны иметь диаметр, который равен 1/400 от той площади, которую необходимо вентилировать. Если все расчеты будут выполнены правильно, в том числе и сопряжения деталей карниза, то воздух будет проникать в эти отверстия и выходить сквозь щели, расположенные в кровельном коньке.
Устройство вентиляции пространства, расположенного под кровлей, помогает избежать порчи несущей стропильной конструкции. К тому же качественная вентиляция обеспечит чердачное помещение отличным внутренним микроклиматом.
Способы укрепления карниза
Если узел будет неправильно установлен, а сопряжение его обшивки будет выполнено не по правилам, карниз начнет деформироваться и отвисать под действием ветра и снежной нагрузки. Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно, чтобы было обеспечено правильное сопряжение обшивки свеса со стропильной системой кровли.
Для обеспечения более эффективной защиты карниза необходимо как можно тщательнее крепить соединительные элементы стропильной системы.
Для предотвращения закупорки системы водостока на участке крыши, который расположен перед свесом, требуется установить нагревательную систему. Это обеспечит моментальное таяние снега, который в дальнейшем будет спущен в сливную канализацию. За счет этого значительно снизится нагрузка на карниз крыши.
Устройство вентиляции
Для создания вентиляционных каналов в подкровельном пространстве надо использовать бруски толщиной не менее 5 см — только такой зазор обеспечивает необходимую скорость движения воздушных потоков.
Шаг 1. Прибейте вертикальные бруски контробрешетки к стропилам. Не надо брать длинные пиломатериалы, делайте разрывы через каждые 1–1,5 м. За счет этого улучшается вентиляция, воздух имеет больше возможностей обходить препятствия. Мембрана фиксировалась к стропильным ногам степлером, в этих местах появились небольшие отверстия. С целью их герметизации можно к одной плоскости приклеить уплотнительную ленту.
На бруски предварительно крепят уплотнительную ленту
Практический совет. Как утверждают опытные строители, отверстия от степлера никакого негативного влияния не оказывают. Сквозь них никогда не попадает влага.
Шаг 2. Установите горизонтальные рейки обрешетки, шаг зависит от технических параметров кровельных материалов. Для мягких покрытий нужно делать сплошную обрешетку из плит ОСП или листовой фанеры. Через карниз происходит забор воздуха, и если не обеспечить его беспрепятственную подачу, то естественная вентиляция не сможет эффективно функционировать. Такое состояние крыши становится причиной возникновения очень неприятных проблем.
Поверх вертикальных реек крепят обрешетку
Шаг 3. Закройте вентиляционный канал специальной защитной перфорированной лентой. Она почти не оказывает негативного влияние на скорость движения воздуха и не допускает проникновения в канал птиц и насекомых. Ленты могут быть металлическими или пластиковыми, значения не имеет, в эти места не проникают УФ-лучи.
Зазор закрывают специальной лентой
Шаг 4. Закрепите на место желоб водосливной системы. Он может фиксироваться длинными металлическими крюками к обрешетке или пластиковыми держателями к карнизной доске.
Выполняют монтаж кронштейнов и водосточного желоба
На этом работы по оформлению карнизного узла закончены. Если все сделано правильно, то крыша будет выполнять свои задачи, а утепление обеспечивать комфортные температуры в мансардных помещениях.
Как сделать фронтонный свес крыши на выносных стропилах
Эта методика также применяется при строительстве загородных домов достаточно часто. При использовании такой технологии длина свеса будет равна выносу стропил. Ноги в данном случае монтируют обычным образом. После установки стропил кровля утепляется и гидроизолируется. Далее набивается обрешетка и производится монтаж кровельного материала с подшивкой в том числе и фронтонного свеса.
Особенностью утепленных кровель является то, что их часто делают вентилируемыми. Поэтому при подшивке таких свесов в дальнейшем обычно оставляют специальные отверстия для циркуляции воздуха.
Иногда в загородных домах используют более упрощенный вынос фронтонной защитной конструкции на обвязке или мауэрлате. В данном случае в крайней плоскости свеса устанавливаются доски той же длины, что и стропила, но меньшего сечения. С последними в скате ногами их соединяют несколькими досками-перекладинами.
При использовании этой методики получаются менее долговечные конструкции, чем при применении технологии выноса стропил. Однако этот способ все же позволяет несколько сэкономить на материале.
На заключительном этапе при применении такой методики также производится отделка фронтонного свеса крыши торцевой планкой. Этот элемент позволяет защитить доску или стропило от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Изготавливаться торцевая планка для фронтонного свеса может, к примеру, из профлиста. Набивают ее с использованием саморезов.
Выбор утеплителя
Утепляющих материалов на рынке представлено очень большое количество. Выбирать нужно исходя из ваших финансовых возможностей, но, в первую очередь нужно учесть, что такая кровля должна быть очень теплой, так как дополнительной защиты от холода в виде чердака уже не будет. Поэтому, выбирать лучше из проверенных временем и достаточно эффективных вариантов:
- Минеральная вата
- Пеноплекс
- Напыляемый пенополиуретан
Любой из данных теплосберегающих материалов обладает характерными плюсами или минусами, однако, все они могут обеспечить качественное утепление кровли, одновременно служащей потолком жилого помещения.
Что такое карниз и из чего он состоит?
Прежде чем приступить к работам по отделке, необходимо понять, что такое карниз крыши. Под этим понятием в строительстве подразумевается часть кровельной конструкции, которая выступает за стены здания и защищает их от атмосферных осадков. Расстояние от стены дома до нижнего края ската именуют кровельным свесом, который по нормам должен быть не менее 40 см, а иногда достигает и 100 см, в зависимости от архитектурного решения.
Это нужно для того, чтобы предотвратить намокание стен дома от воздействия талой и дождевой воды, поступающей со скатов кровли. Кроме того, закрытые карнизы вашей крыши будут выполнять функцию ветровой защиты и обеспечат бесперебойную воздушную циркуляцию в подкровельной части конструкции.
Состоит карниз кровли из ряда элементов, наличие которых определяется способом подшивки. Карнизные свесы могут быть фронтальными при односкатной и двухскатной крыше и боковыми. Фронтальные карнизы необходимы не только для защиты верхней части фронтона, но и для придания ветрозащитных и эстетических свойств всей крыше. Они образуются выступающими частями обрешетки, и метод их отделки свой для каждого вида используемого материала.
Важно помнить, что все узлы жесткости и направляющие бруски должны иметь дополнительные поперечины из-за длинных пролетов. Стыки нужно закрывать декоративными уголками, придающими дополнительную прочность. Что касается боковых свесов, то их конструкция сложнее, а отделка карнизов крыши состоит из большего количества операций и имеет ряд разновидностей
Что касается боковых свесов, то их конструкция сложнее, а отделка карнизов крыши состоит из большего количества операций и имеет ряд разновидностей.
Кровельное покрытие
Ассортимент кровельных материалов состоит из штучных, листовых и рулонных материалов. Это черепица разных видов, ондулин и профнастил, фальц и рубероид, его модификации и пр.. Скатные крыши покрывают такими материалами:
-
Битумные рулоны и плитка. Рулонный материал — это обычный или модифицированный рубероид. Рулоны раскатывают горизонтальными рядами снизу вверх ската внахлёст. Полосы укладывают на горячий битум или холодную мастику с растворителем. Гонт – битумная плитка в виде фигурных лепестков, сделана из стеклохолста с пропиткой битумными составами.
Гонт прибивают гвоздями или пристреливают степлером к дощатому настилу внахлёст снизу вверх ската крыши.
- Металлочерепица. Материал представляет собой металлические профилированные пластины, окрашенные в разные цвета. Монтаж производится саморезами или специальными кляммерами внахлёст снизу вверх.
- Ондулин. Один из лучших кровельных листовых материалов. Ондулин заменил вредный асбестовый шифер. Является продуктом прессованной целлюлозы, пропитанной битумным составом. Ондулин удобен в обработке и монтаже. Он легко окрашивается в разные цвета.
- Профнастил. Волнистые металлические листы с каждым годом завоёвывают всё большую популярность. Волны выглядят, как прямоугольные выступы и впадины. Профнастил окрашивают прочными разноцветными эмалевыми составами. Крепят внахлёст снизу вверх к дощатому настилу саморезами с резиновыми шайбами.
- Фальцевая кровля. Тонкие металлические листы соединяются между собой особым замком с помощью специальных обжимных клещей. Это одно из самых дорогих кровельных покрытий. Крыши с такой кровлей обладают абсолютной водонепроницаемостью и красивым внешним видом.
Основной процесс
Процесс производится снизу-вверх, с использованием стремянки. Если работы планируется производить на достаточной высоте, то возможно понадобится строительная люлька
Особое внимание стоит уделять утеплению стен, которое обязательно выполняется перед началом процесса установки подшивочных элементов. Если не придерживаться этого правила, то можно допустить намокания стен и в дальнейшем может потребоваться демонтаж конструкции для дополнительной установки термоизоляции
Теперь можно приступать к крепежу материала внизу поверхности подшивки. Выполнить ее можно несколькими методами:
Методы подшивки
Подбой свесов можно выполнять разными способами в зависимости от вида кровли, выбранного для зашивки отделочного материала и вкусовых предпочтений домовладельцев. Технологию подшивки выбирают в соответствии с углом наклона скатов. Различают следующие виды подбоя:
- Диагональный подбой. Диагональный метод подшивки карнизов заключается в подбое нижней поверхности стропильных ног софитами, панелями или вагонкой без каркаса. Эта технология подразумевает фиксацию подшивного материала прямо к стропилам, поэтому подбой располагается в одной плоскости со свесом. Диагональная подшивка обычно выполняется на фронтонных свесах и карнизах низкоуклонных крыш с небольшой длиной ската. Эта технология считается более трудоемкой из-за того, что работать под свесом неудобно и долго. Однако, диагональный способ более экономичен с точки зрения расхода отделочного материала.
- Параллельный. При параллельной технологии подбоя крыши подшивной располагается как бы параллельно земле. Для его фиксации собирают специальный короб из брусков. Каркас подшивки изготавливают из досок, одну из них крепят на наружную стену с помощью анкерных болтов, а вторую вдоль края свеса на концах стропильных ног. Эти две опорные балки соединяют между собой поперечинами, а затем обшивают софитами, вагонкой или сайдингом. Диагональный способ подшивки обходится дороже, чем диагональный. Он в основном используется для оформления карнизов крыши, особенно если она крутоуклонная.
Методы подшивки
Технология горизонтального подбоя
Расчёт карниза крыши
Ключевая функция кровельных свесов — защита стен здания от воды, собираемой на кровле после таяния снегов и выпадения осадков, а также попадающей на стены при косом дожде. Помимо этого, свесы выполняют и декоративную функцию, но она при определении размеров особой роли не играет. Понятно, что максимальная защита будет достигаться при максимально возможном для конкретного строения размере свесов.
Оптимальный размер
Рассчитать кровельный свес — это значит найти компромисс между стоимостью и функциональностью. Оптимальный размер достигается в случае, когда необходимая величина одновременно является достаточной. Уменьшение оптимума чревато увлажнением стен, цоколя, фундамента, гниением стропильной системы и прочими негативами.
Превышение оптимального значения означает рост снеговой и ветровой нагрузки, бóльшие затраты на стройматериалы. Добавьте сюда ещё один фактор — обледенение. Одним словом, понадобится увеличение запаса прочности кровли, что, естественно, связано с дополнительными финансовыми расходами.
Поэтому чаще всего опираются на архитектурный стиль здания с учётом параметров, перечисленных в разделе, посвящённом размеру карниза крыши. Кроме того, учитывают:
- высоту дома — чем выше строение, тем шире должен быть карниз;
- ширину отмостки — при более широкой и качественной отмостке кровельные свесы можно сделать поуже;
- материалы постройки (кирпич, дерево, панели). Например, для панельных или кирпичных домов оптимальной считается ширина карнизов до 55 см, для деревянных построек — от 55 см и выше.
Архитектурный стиль может стать главным критерием выбора длины свесов
Нормативные требования к размерам кровельных свесов
Когда-то в строительных правилах (СНиП) были прописаны нормы для выноса стропил. Согласно им для малоэтажных строений допускались выступы не менее 60 см, а с системой водоотвода можно было делать карниз шириной 40 см. Эти нормы сохранились в СНБ 3.02.04–03 и рассчитаны на простые конструкции.
Сегодня же появились новые архитектурные направления с более замысловатыми фасадами и сложными кровлями, для которых нормативы пока не разработаны. И хотя старые нормативы многие уже не знают, но размеры выдерживают, в основном опираясь на здравый смысл.
О СНиП многие уже не знают, но размеры выдерживают, полагаясь на особенности конструкции и здравый смысл
Согласно СНиП II-26–76 свес кровли из алюминия и листовой стали должен выполняться из сплошного дощатого настила шириной не менее 70 см (п. 7.3). К тому же карнизные узлы при наружном водоотводе должны быть усилены двумя водоизоляционными слоями на ширину 40 см (п. 2.6).
Следовательно, свесы нужны, и ширина их должна быть не меньше 50 см. Профессиональные строители, ссылаясь на практику, считают, что делать меньшие карнизные свесы будет ошибкой. И приводят два аргумента:
- нормальные свесы увеличивают стоимость строительства в пределах 0,1–0,3%, но это будет правильный дом, надёжный и добротный;
- к тому же в будущем, возможно, потребуется дополнительная облицовка или утепление, и тогда свесы ещё уменьшатся.
Если же по проектному замыслу карнизные и фронтонные свесы отсутствуют, то для защиты дома от влаги водосток с кровли всё же делают, но скрывают его за навесным фасадом, который облицовывают современными влагозащитными материалами. В таком случае фасад здания сам защищает стены от чрезмерной влажности.
При отсутствии кровельных свесов задача защиты стен от влаги решена иначе — водосток с кровли есть, но он скрыт за навесным фасадом, который сам является защитой стен от промокания
Устройство и функции
Карниз кровли – важный элемент кровельных конструкций, этим термином обозначают нижние части скатов крыши, которые являются их продолжением. Монтаж карнизов выполняется во время обустройства стропильной системы путем увеличения длины стропил или с помощью установки кобылок. Сверху карниз, как и вся площадь ската, покрывается кровельным материалом, а снизу зашивается с помощью пиломатериалов, софитов, сайдинга. В конструкции крыши дома он выполняет следующие функции:
- Защищает стены дома от влаги. Карнизный свес крыши защищает верхнюю часть наружных стен от попадания атмосферной влаги и грязи, сохраняя их привлекательный вид и целостность.
- Предотвращает сток талой и дождевой воды на отмостку фундамента. Устройство карниза крыши таково, что оно выносит потоки воды и глыбы снега, соскальзывающие со ската, дальше от фундамента дома, предотвращая размытие и разрушение отмостки.
- Придает крыше законченные, аккуратный вид. Кровельные свесы, являясь продолжением ската, придают конструкции более пропорциональный вид, гармонично завершая архитектурный замысел дома.
Карниз кровли
Как сделать карниз кровли
Карниз кровли является той частью крыши, которая создает навес над стенами. При этом он защищает стены от попадания влаги. Длина карниза должна быть не меньше 50-60 сантиметров. В противном случае, можно принудительно удлинить стропила при помощи специальных элементов — кобылок кровли.
Карнизы и их классификация:
Карнизная планка для гибкой черепицы является продолжением крыши. При выборе нужно учитывать особенности климата.
Выполнение свесов кровли – заподлицо, открытые, закрытые и фронтонные.
Заподлицо — выполнение, связанное с тем, что стропила не выходят за границу стен. Карнизный узел плоской кровли должен быть зашит доской для слива. Это защищает стены от влаги. Деревянный дом потребует длины не менее 55 сантиметров, кирпичный – длину несколько короче (читайте: «Узлы деревянных крыш: особенности крепления «).
Открытым свесом называют выход стропил за пределы стен. Длина такого свеса составляет от 50 до 60 сантиметров. Крепление водосточных желобов осуществляется на верхние кромки карниза.
Фронтонный свес может напоминать заподлицо или иметь выступ за границы стены. Обязательное правило – зашивка (прочитайте: «Фронтонный свес — варианты оформления «).
Функциональное значение
Под карнизом здания подразумевается нижняя часть ската крыши. Формирование архитектурного элемента происходит на этапе сборки стропильной системы. Карнизная конструкция может иметь различное исполнение, но практически все варианты выполняют комплекс одних и тех же задач. К ним относятся отвод природных осадков и талой воды от фасада, защита подкровельного пространства от проникновения дождя, града, снега, мусора, насекомых и птиц. Так как карниз является видимой частью крыши, дополнительно рассматривается эстетическая сторона, способы устройства водосточных каналов.
Список материалов и инструментов для обшивки свесов
Выбор материалов
Чаще всего узлы карнизов двускатной кровли обшиваются доской, изготовленной из хвойных пород дерева, так как этот материал считается наиболее предпочтительным
При выборе материала необходимо обратить внимание на его влажность. Слишком влажный материал со временем способен деформироваться, что испортит внешний вид свеса
Схема монтажа карнизного свеса шириной более 45 см.
Стоит обратить свое внимание на толщину деревянной обшивки, которая должна быть не менее 17 мм и не более 22 мм. А ширина и длина доски подбирается индивидуально. Сопряжение обшивки производится с обеих сторон
Это не касается досок, имеющих длину более 6 м. В этом случае сопряжение выполняется с шагом, равным одному метру длины материала, используемого для обшивки
Сопряжение обшивки производится с обеих сторон. Это не касается досок, имеющих длину более 6 м. В этом случае сопряжение выполняется с шагом, равным одному метру длины материала, используемого для обшивки.
Доски, которыми обшиваются узлы карнизов двускатной кровли, должны обрабатываться водонепроницаемым составом. Делается это перед началом работ. Для этого применяется специальная краска или лак, предназначенный для обработки дерева. Деревянную обшивку необходимо обрабатывать каждые 2-3 года. Только в этом случае она сможет прослужить длительное время. Кроме досок, для обшивки можно использовать и другие строительные материалы:
Схема подшивки карнизного свеса.
- Оцинкованные стальные листы. При обшивке кровельных карнизов используется сталь, толщина которой не должна превышать 0,8 мм. Кроме обычной стали, могут быть использованы металлические листы, имеющие перфорацию. Чтобы обрезать такой материал, используют специальное оборудование. После того как листы будут готовы, их покрывают краской во избежание коррозии.
- Алюминиевые листы. Их толщина не должна превышать 6 мм, а ширина – 30 см. Для сопряжения листов используются специальные защелки.
Для обшивки свесов понадобится стандартный набор инструментов, используемых при устройстве кровли:
- строительный уровень или отвес;
- молоток;
- рулетка;
- шуруповерт;
- крепежные элементы;
- карандаш;
- строительная угловая линейка.
Способы устройства
Выделяют несколько способов:
- По стропилам;
- Горизонтальнаяотделка по коробу.
При первом способе необходимо сделать концы стропил по одному уровню. Между первой и последней планкой натягивается нить. Все последующие элементы монтируют по этому уровню.
Второй вариант является более распространенным. Здесь стропилы обрезают с двух сторон. Снизу стропил прибивают доски, к стене крепится брус повыше на один сантиметр, чем лобовая доска для обеспечения схода влаги. Если ширина свеса свыше 450 миллиметров, то в середине крепится дополнительная доска.
Материалы
Раньше карнизы крыш обивались обычной обрезной доской. Но сегодня используются такие материалы, как деревянная доска, деревянная и пвх вагонка, софиты, пвх сайдинг, металл, а также профнастил.
Дерево является натуральным материалом, идеально подходящим для подшивания ската крыши. Рекомендуют выбирать хвойные породы древесины с шириной 50-250 мм и толщиной 17-22 мм. Однако, у дерева есть такой недостаток, как способность к деформированию и гниению во влажных условиях. Для предотвращения этого используют специальные пропиточные и защитные вещества.
Для вентиляции доски укладываются не плотно, а с небольшими щелями. С деревом достаточно легко работать, но необходимо иметь соответствующий инструмент и навыки.
Для подшивки деревянную вагонку следует подбирать с учетом ее эксплуатирования на открытом воздухе, т. е. древесина должна быть большой толщиной, со средней влажностью, что бы предотвратить рассыхание иискривление.
ПВХ вагонка является более недорогим и простым в устройстве материалом. Преимуществом здесь является то, что ее не нужно дополнительно обрабатывать, она уже пригодна для работы.
Рекомендуют перед непосредственной укладкой вагонку около месяца подержать на открытом воздухе. Монтаж вагонки выполняется с шириной шага в 1,5 м, между чем устанавливают решетку, т.к. здесь нет возможности выполнить зазоры из-за крепления шип в паз.
Софиты представлены в виде алюминиевых, пластиковых, медных, виниловых или оцинкованных панелей. Внешне этот материал похож на сайдинг, но его изготавливают из пластика большей толщины и снабжают перфорацией для создания вентиляционных процессов. Данный материал отличается практичностью, стойкостью к природным явлениям и разнообразием цветовой гаммы.
В комплектацию входят:
J-образные профили имеют пазы. Они крепятся вдоль карниза, а сами листы располагаются между ними. Обладает большим количеством преимуществ. Он не подвергается гниению, на него не влияет влажность, а также выпускается в большом ассортименте. Он придает эстетический внешний вид и монтажные работы по его устройству очень простые. Ведь существует огромное количество различных специальных приспособлений для устройства, уголков, профилей.
Профнастилом называют стальные профилированные листы. Он обладает надежностью, высокой жесткостью, капитальностью, а также стойкостью к влияниям из вне и температурным перепадам. Листы разрезают болгаркой на полосы, соответствующие свесу и крепятся вдоль стены.
Наружные уголки закрепляются на внешних стыках листов. Для вентиляции предусмотрены решетки. Профили бывают от восьми до двадцати миллиметров в высоту. Для предотвращения коррозионных процессов по краям прикрепляют пластиковые полоски.
Общий состав любой кровли
Крыша – это верхняя несущая и ограждающая конструкция строения или сооружения, предназначеная для защиты внутренних помещений от внешних климатических и иных воздействий.
Крыша состоит из основных частей:
-
несущей жесткой конструкции — стропильного каркаса для скатной крыши или горизонтального основания для плоской;
- влагозащитного внешнего покрытия — непосредственно кровли;
- изолирующей прослойки, состоящей из нескольких слоев кровельного пирога (может быть влаго- или тепловлагоизолирующей).
Кровля – это элемент крыши, который включает в себя водоизоляционный слой (само кровельное покрытие), основание под этот слой, элементы для создания вентиляции, снегозадержания, примыканий, безопасного перемещения и эксплуатации и др.
У скатных конструкций отличают:
- скаты — боковые поверхности;
- фронтоны — торцевые поверхности;
- ендовы — внутренние углы, формирующиеся на стыке сопряженных скатов;
- свесы — части, выступающие за границу стены наружу;
- вальмы — треугольный скат от карниза до вершины в вальмовых крышах;
- слуховые окна — проемы, обустроенные в крыше строения;
- ребра — пересечение двух скатов крыши, образующие внешний угол.